Смотритель колодца (ingvar_anastas) wrote,
Смотритель колодца
ingvar_anastas

Category:

Изящная словесность Карла Маркса

Я мало встречал людей знающих, что Карл Генрихович Маркс, творец научного коммунизма, автор «Капитала», основатель I Интернационала, создатель политико-экономического движения имени себя - писал стихи.
Еще меньше я встречал тех людей, кто их читал и совсем не встречал тех, кто мог бы наизусь прочитать хотя бы одно стихотворение Маркса.

Это странно вдвойне, потому что те кому я задавал вопрос «А писал ли Маркс стихи?» волей, а чаще неволей о марксизме знали не понаслышке, ибо система советского образования начиная со школьного «обществоведения» и до вузовского курса «марксизма-ленинизма» - вещь была обязательная и освобождения от этих занятий, в отличии от физкультуры получить было нельзя.
Но, удивительный факт - кроме смутных разговоров о привидениях - «призрак бродит по Европе» [c] и куцых формул политэкономии почерпнутых из конспекта первого тома «Капитала» - «товар-деньги-товар»[c], ничего путного о поэтическом наследии Карла Маркса в ответ слышать не доводилось. Даже от гуманитариев.

Еще более удивительно, что в советские времена и на многочисленных поэтически-музыкальных ораториях - стихи Маркса не звучали тоже. Впрочем это полностью лежит на совести идеологов и кураторов советской власти и чем они руководствовались не включая его произведения в концертные программы - тайна сия, велика есть.

Карл Маркс увлекся поэзией еще на первом году обучения в Боннском университете, где он по замыслу своего отца должен был готовиться к профессии юриста. Увлечение изящной словесностью было настолько глубоко, что юный Карл даже строил различные литературные планы, перемежая их студенческими фрондерскими выходками в пивнушках, нарушениях ночной тишины города Бонна и даже дуэлями, за что однажды поплатился карцером. Photobucket
Получив через год перевод в Берлинский университет Маркс с удвоенной энергией начинает заниматься поэтическим творчеством.

Именно в этот период созданы три тетради стихов под названием «Книга песен» (ч. I) и «Книга любви» (ч. I и II), которым предпослал посвящение: «Моей дорогой, вечно любимой Женни фон Вестфален».

Как вы понимаете, посвящение Карла Маркса было обращенно к Иоганне-Берте-Юлие-Женни фон Вестфален, его будущей жене и подвижнице. Photobucket

Женни получила эти тетради стихов и по свидетельству Лафарга, она бережно их хранила и никому не показывала.

Вот некоторые поэтические строфы Маркса из этого цикла:

Связала нас незримо
Навеки нить одна.
Душа, судьбой гонима,
Тобой окрылена.
И что искал напрасно
Души моей порыв, -
Дает мне взор твой ясный,
Улыбкой озарив
.(1)

Или стихотворение «Человеческая гордость»:

Женни! Я могу смело сказать,
Что мы, любя, поменялись нашими душами,
Что, пылая, они бьются как одна,
Что их волны бушуют потоком.
Поэтому я с презрением бросаю перчатку
В широкое лицо мира,
И ничтожный исполин рухнет со стоном,
Но мое пламя не погаснет под его обломками.
Подобный богу, я буду расхаживать,
Победоносно ходить по царству развалин.
Каждое мое слово станет огнем и действием...
(2)

Позднее давая оценку своим любовным стихам Маркс писал:
«Для того состояния духа, в котором я тогда находился, лирическая поэзия должна была стать первой темой, - по крайней мере самой приятной и близкой».

Однако, поэтическому творчеству Карла Маркса было тесно в рамках любовной тематики и конечно же он писал стихи о жажде знаний, дерзновенных порывах души и т.д.:
Не могу я жить в покое,
Если вся душа в огне,
Не могу я жить без боя
И без бури, в полусне.

Я хочу познать искусство -
Самый лучший дар богов,
Силой разума и чувства
Охватить весь мир готов.

Так давайте в многотрудный
И в далекий путь пойдем,
Чтоб не жить нам жизнью скудной -
В прозябании пустом.

Под ярмом постыдной лени
Не влачить нам жалкий век,
В дерзновенье и в стремленье
Полновластен человек.


«Искал»
Я устремился в путь, порвав оковы.
- Куда ты? - Мир хочу найти я новый!
- Да разве мало красоты окрест?
Внизу шум волн, вверху сверканье звезд!

- Мой путь, глупец, не прочь из мирозданья;
Эфира звон и диких скал молчанье
Юдоли нам покинуть не дают;
Привет земли нас вяжет сотней пут.

Нет, должен из души моей подняться
Взыскуемый мной мир и с ней обняться, -
Чтоб океан его во мне кружил,
Чтоб свод его моим дыханьем жил!..

И я пошел, и я вернулся снова,
Неся миры, рожденные от слова;
Уж заиграл над ними солнце свет,
Но гром ударил - и миров тех нет.


«Нашел»
Что пляшет этот куст в смятеньи диком,
Что тянутся цветы с весенним ликом,
Что небо синий изгибает свод,
Что в облачной горе долина льнет?

Чуть шумными крылами воспарю я, -
Уж снова на скале лежу, тоскую;
Вперяю ль очи я в ночной простор, -
С лучом звезды не может слиться взор.

Потоки жизни, мчитесь чрез пороги,
Ломайте все препоны на дороге,
Свободой золотой опьянены;
О, хаоса безумные сыны!

И снова взор мой полетел, как птица,
Чтобы блаженно, наконец, забыться;
Зачем, зачем ему миров искать,
Когда в тебе он может мир обнять?
(3)

Как видно даже из такого небольшого количества приведенных стихотворений Маркса, его творчество охватывало широкий спектр чувств, переживаний и мыслей. Возможно, если бы он продолжал бы заниматься стихосложением, немецкая литература получила бы автора уровнем не уступающего таланту поэта Марселя Гервега, о творчестве которого сам Маркс писал следующее: «Гервег - гений и имеет перед собой великое будущее».(4)

Но неумолимая судьба внесла свои суровые коррективы в жизнь Карла Маркса: в 1837 от огорчения по поводу болезни Женни и собственной сложной духовной работы, от грызущей досады Карл заболел, сжег все свои стихи, наброски новелл и прочее, и вынужден был уехать для поправки пошатнувшегося здоровья на некоторое время за город. С этого момента Карл Маркс забросил занятия литературой и стихов больше не писал. Главными предметами занятий Маркса делаются юриспруденция и философия. А позднее - и экономика.

Ну и чтобы закрыть тему поэтического творчества Карла Генриховича Маркса одно, небольшое стихотворение Фридриха Энгельса (сподвижник Маркса, тоже был не чужд «прогулкам по Парнасу») о Марксе, включенным им в памфлет «Библии чудесное избавление»:
То Трира черный сын с неистовой душой.
Он не идет, - бежит, нет, катится лавиной,
Отвагой дерзостной сверкает взор орлиный,
А руки он простер взволнованно вперед,
Как бы желая вниз обрушить неба свод.
Сжимая кулаки, силач неутомимый
Все время мечется, как бесом одержимый!
(5)

= = = = = = = = =
1 - Пер. Е. Ильиной.
2 - MEGA. Bd. I, Halbband 2, S. 50.
3 - О. Румер. Избранные переводы. М., 1959, стр. 144-145.
4 - Paul Nerrlich. Arnold Ruge's Briefweshsel und Tagesbuchblatter aus den
5 - О. Корню. К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, т. 1. М., 1959, стр. 88 Jahren 1825-1881. Berlin, 1886.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments

Recent Posts from This Journal